Автоматизация делопроизводства
Делопроизводство — документационное обеспечение деятельности предприятия. Автоматизация делопроизводства и переход к безбумажным технологиям является основой автоматизации документооборота (хотя зачастую четкую границу между автоматизацией делопроизводства и документооборота провести трудно).
В традиционном делопроизводстве обычно выделяют три группы задач:
- Документирование (процессы составления, оформления и согласования документов).
- Организация работы с документами (обеспечение движения документов).
- Организация хранения документов.
Составление и оформление документов должно производиться по определенным правилам. Государственными стандартами в области делопроизводства и документационного обеспечения управления предусмотрены унифицированные формы для ряда документов. Помимо этого, документы, предназначенные для использования внутри предприятия, должны отвечать принятым корпоративным стандартам. Все документы принято классифицировать как организационно-распорядительные или учетные документы. К организационно-распорядительным документам относятся приказы, протоколы, справки, письма, распоряжения. ГОСТ Р 6.30-2003 («Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно — распорядительной документации») определяет состав и расположение реквизитов организационно-распорядительных документов. Учетные документы — это счета, накладные, кассовые, платежные документы, без заполнения предусмотренных законом реквизитов они не могут являться основанием для совершения операций.
Если функции документирования выполняются автоматизированной системой, то процесс создания и регистрации документов существенно упрощается:
- Исключаются ошибки в оформлении документа заданного типа.
- При создании нового документа система автоматически присваивает ему необходимые реквизиты или заполняет реквизиты нового документа информацией, скопированной из документа-основания.
- Каждый документ регистрируется в системе и сохраняется в единой базе данных.
- Создание нового документа может происходить по инициативе пользователя либо автоматически на определенном этапе выполнения бизнес-процесса.
Автоматизация делопроизводства переводит на новый качественный уровень решение задачи организации работы с документами:
- Еще на стадии внедрения автоматизированной системы производится анализ и оптимизация документооборота. Составляются четкие схемы движения каждого типа документа. Определяются лица, ответственные за выполнение каждого этапа работы над документом.
- Разграничение прав доступа обеспечивает последовательную работу над электронным документом нескольких пользователей.
- Текущее состояние каждого документа можно контролировать.
- Легко получить аналитический отчет произвольной формы о состоянии конкретного документа, группы документов и др.
- Налаживается обмен документами с территориально удаленными пользователями, которые получают доступ к системе по каналам INTERNET/INTRANET.
Вопросы организации хранения документов рассмотрены в разделе Электронный архив.